Православные верующие на Украине находятся в тяжелой ситуации: православных священников преследуют, Киево-Печерская лавра опечатана. Формально противостояние вокруг Киево-Печерской лавры началось после того, как министерство культуры Украины в одностороннем порядке разорвало договор аренды и потребовало, чтобы монахи Украинской православной церкви покинули обитель до конца марта. Правда, верующим предложили остаться, если они перейдут в раскольническую Православную церковь Украины. Каковы перспективы и причины конфликта, что ждет самих верующих — на вопросы редакции ответил настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии протоирей Александр Новопашин.

В то время как представители традиционных конфессий все чаще говорят о необходимости примирения, призывают к терпимости в отношении представителей иного вероисповедования, киевский режим призывает к уничтожению своих братьев по вере…

Все так. Сегодня мы с печалью наблюдаем, как некогда единую Русскую Православную Церковь буквально разрывают на части, в том числе и посредством циничных и безжалостных политических рычагов, бескомпромиссного давления, а лучше сказать – прямого гонения на клириков и мирян канонической Церкви на территории Украины. Никакие заявления от синода УПЦ МП о т. н. «полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви», никакие решения о «возобновлении мироварения» не уберегли ее от того тотального погрома, который учинила в адрес верующих фашиствующая псевдоукраинская власть, в лице того же Зеленского.

К сожалению, наши южнорусские братья и сестры так и не могут понять, что никакие антиканонические решения и заявления (о «прекращении поминовения московского патриарха в кафедральных соборах», о «возобновлении мироварения»), противоречащие 15-му правилу Двукратного Собора, никакие реверансы в адрес киевского фюрера не изменят беспощадное решение кровожадной власти касательно уничтожения УПЦ. Для фашистского киевского режима никакой дилеммы нет, для них все просто – «Карфаген должен быть разрушен», должна быть уничтожена каноническая часть Русской Православной Церкви, какие бы неканонические решения эта каноническая часть не принимала.

Все просто — УПЦ являлась канонической ветвью Поместной Русской Православной Церкви, а значит и частью русского мира, русской культуры, российской ментальности. Ведь Церковь в лице своих прихожан не только на небе, но и на земле присутствует, а, соответственно, земные неурядицы (в том числе, касающиеся вопросов нравственных, исторических), несомненно, влияют на жизнь и состояние самой земной Церкви. А потому для нынешней киевской власти УПЦ МП априори враг!

Удивительные слова сказал митрополит Онуфрий – «Мы никакой ни русский, ни украинский мир не строим. Мы строим мир Божий». Сами по себе слова замечательные, если не учитывать тот контекст, в рамках которого они были произнесены. Это как серии «Что? Где? Когда?». Что строите? Мир Божий. Где? В нацистской стране. Когда такое было возможно? Никогда. Предположим такую ситуацию. В одном благочестивом монастыре засорилось отхожее место и настолько сильно, что от дурного запаха пребывать в стенах этого монастыря стало практически невозможно. Конечно, можно много разглагольствовать на тему «мол, мы духовным живем, а не земным…», но лучше все-таки пойти и прочистить эти «авгиевы конюшни», ведь мерзкий запах не помогает ни молитве, ни трапезе, ни даже самому процессу, ради которого сие место было сооружено.

Увы, но Онуфрий – тот же человек, хотя и облачен церковной властью.

Мы понимаем, какому давлению подвергается митрополит Онуфрий, перед какой дилеммой он стоит, но хотелось бы, чтобы наши украинские братья и сестры быстрее поняли один простой факт – пока они служители и прихожане канонической УПЦ – они всегда будут лютейшими врагами в глазах нынешней украинской власти и их заморских патронов. Никакие заявления о независимости не сделают вас «своими» для Запада. Увы, но для Запада Россия – враг, а УПЦ всегда будет частью этого врага, ибо является частью русского мира. Проще уйти к униатам, в неканоническую ПЦУ или даже к католикам — только тогда вы будете приняты в «цивилизованный мир», но только на правах холопов, УПЦ же будет подвергаться все той же бескомпромиссной чудовищной травле, пока фашистский режим в Киеве не будет свержен.

Почему столько усилий киевский режим направляет именно на уничтожение церкви, ведь это совсем не военная организация?

Все мы прекрасно понимаем, что у России есть недоброжелатели, в лице тех государств, которые были бы совсем не против, если бы наша страна не существовала в тех масштабах и с той геополитической мощью, с которой она существует на сегодняшний день. Эти же силы были бы совсем не против, если бы сегодняшняя Россия распалась на несколько, а еще лучше множество, независимых «княжеств». И соответствующая работа, со стороны вышеозначенных политических сил ведется очень серьезная. Совсем не случайно книга ведущего идеолога внешней политики США Збигнева Бзежинского называется «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы». Шахматы – это игра, в которой игроки должны продумывать не только свои действия, но и действия своего соперника на несколько ходов вперед. Это и происходит.

Изучение истории России позволяет наблюдать достаточно необычное явление. В ее истории были моменты, когда, казалось бы, крушение, разрушение этого великого могущественного государства предрешено – стратегически важные территории были окружены вражескими войсками, в самой столице сидел очередной лжедмитрий или месила пыль французская конница, в далеких провинциях один за другим вспыхивали сепаратистские бунты. Казалось бы, Россия по всем «законам военного времени» должна погибнуть, быть разорванной на части. Но всякий раз находилась некая внутренняя сила, которой удавалось собрать русский народ, русские земли, объединить их. Россия не только изгоняла со своих просторов до зубов вооруженных и дышащих ненавистью незваных гостей, но и восставала в былом величии и силе.

Что же это за сила?

Русская Православная Церковь, русские православные люди, которые всегда ощущали свое единство, независимо от того, где они жили – на севере, юге, западе, востоке. Это единство ощущалось ими даже несмотря на определенные различия в языке, обычаях. И даже некоторые этнические различия не мешали этому единству, ибо объединяла людей Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, представленная на русской земле Поместной Православной Церковью, а не какими-то псевдоцерковными суррогатами, типа ПЦУ и т. н. Киевского патриархата.

Несомненно, что и наши недоброжелатели, будучи людьми отнюдь не глупыми, прекрасно понимают, что становым хребтом русского народа и русской государственности является Русская Православная Церковь. Говоря языком популярной журналистики – Русская Православная Церковь является самой древней, мощной и последовательной пророссийской организацией. А посему наши противники, будучи опять же людьми неглупыми прекрасно понимают, что расколоть Россию (в данном случае – историческую Россию) без раскола Русской Церкви невозможно.

Подобные попытки предпринимались в истории неоднократно.

Давайте вспомним хотя бы некоторые эпизоды старообрядческого раскола, когда Большой Московский Собор 1666 года одобрил обрядовые реформы и анафематствовал ее противников. Безусловно, некоторые действия иерархов были несколько поспешными и довольно-таки резкими по отношению к абсолютному большинству простых церковных людей, для которых было сложно понять и принять высокий слог столичных богословов, им было проще принять простое мужицкое, хотя и консервативное, но все же мракобесие. Но причина «успеха» этого раскола совсем не в этом, здесь важную роль сыграла магия чисел – «собор 1666 года».

Любой грамотный историк нам на это заметит, что никакого «собора 1666 года» в России той эпохи не было и быть не могло. Дело в том, до реформ Петра I летоисчисление на Руси вели не от Рождества Христова, а от сотворения мира, и, соответственно, в самой России данное событие (в момент, когда оно происходило) никак не могло быть ассоциировано с числом 666. Но нашлись талантливые пропагандисты (они были и тогда), которые указали высшему обществу, а через него и простому народу на то, что в соседней Польше среди жителей поднялась настоящая истерика ввиду ожидаемого конца света, ведь «у всего цивилизованного мира 1666-й год на дворе… А у нас? Собор…». Подобная агитка была принята на «ура» как частью высшего общества, так и простым народом и во-многом способствовала самому «успешному» расколу в истории Русской Церкви. Незадолго до этого, в мае 1596 г. часть клира Киевской митрополии приняла Бресткую унию с папством, образовав Русскую униатскую церковь.

Русскую? Киевская митрополия?

Совершенно верно, ведь тогда жители юга России никакими украинцами себя не считали и даже свою униатскую «церковь» именовали русской. В постреволюционные годы появилась обновленческая т. н. «Украинская автокефальная православная синодальная церковь», а после крушения СССР – «Украинская автокефальная православная церковь», т. н. «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП). Наконец, в 2018 году Константинопольским Патриархатом инициируется возникновение на территории Украины т. н. Православной Церкви Украины (ПЦУ), которая объявляется «автокефальной» украинской церковью. При этом Вселенский Патриарх грубо нарушает каноны Православной церкви, подталкиваемый к подобным действиям исключительно политической тенденциозностью, при этом бесцеремонной и жесткой. То же самое Константинопольская церковь совершала и тогда, когда признала легитимной т. н. «Живую Церковь» или обновленческую лжецерковь (ВЦУ) в постреволюционной России, в то время, как служители и прихожане канонической Русской церкви, оставшиеся верными каноническому Патриарху Тихону подвергались самым жестоким гонениям и казням от лица советской власти.

Теперь раскол Русской Церкви осуществляется буквально танками, ориентируется на нацистскую идеологию, теорию южнорусского (украинского) отщепенства, местечкового «патриотизма», национальной похоти агрессивно настроенных неудачников и проходимцев. К сожалению, некоторые верующие идут за ними, и в своей экзальтированной ревности по «родному краю», «кобзарю Тарасу», «Лесе Украинке» даже не обращают внимание на то, что вышеперечисленные украинские поэты в обыденной жизни говорили и общались по-русски!

Не в меньшей степени вызывает беспокойство и поведение некоторых клириков Белорусского экзархата, которые будучи в плену у той же антироссийской истерии, выходят из состава Русской Церкви, дабы примкнуть, например, к Константинополю. Достаточно агрессивные попытки расколоть Русскую Православную Церковь идут по всем фронтам и очень к месту вспомнить страшные слова свт. Иоанна Златоуста: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью» (1).

Как сами верующие, прихожане относятся к попыткам расколоть некогда единую Церковь?

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата всегда пользовалась признанием украинских верующих и была авторитетом в их глазах, в том числе и потому, что все прочие «церкви» (т. н. Украинская автокефальная православная церковь, т. н. Украинская православная церковь Киевского патриархата) вели уж слишком разнузданную экуменическую политику. Они находились и находятся в очень хороших отношениях и с римо-католиками, и с разными изводами греко-католических деноминаций, с сектантами самого различного толка. Они готовы дружить с самим диаволом, лишь бы против России. Западные «паны» всегда и всецело поддерживали раскольнические деноминации в их борьбе с канонической украинской Церковью – УПЦ МП. Все эти самостийные «церкви» всегда дышали злобой, ненавистью по отношению к России, ко всему русскому, что среди обычных украинских граждан встречалось не так часто.

А потому обычные украинцы прекрасно понимали, что истинное Православие — это не там, где «главный враг – Россия, а лучший друг – Папа», настоящее Православие – это не там, где запрещают говорить на родном русском языке, а заставляют учить непонятный искусственный галицкий суррогат, не к месту приправленный латинизмами и полонизмами.

Православные украинцы прекрасно осознавали, что Церковь – это там, где богослужение, а не там, где шутовские спектакли, полуоккультные театральные камлания, поставленные на службу самому махровому национализму. Обычные украинские люди понимали, что именно УПЦ МП и есть истинная настоящая каноническая Церковь, а не подделка под нее. Именно Православная Церковь формирует и сохраняет идентичность народа, является хранителем и проводником традиционных ценностей в обществе на едином пространстве Россия-Украина-Белоруссия. Все это нуждается в защите от внешних, вероломных и жестоких посягательств. Именно нахождение русских, украинцев и белорусов в лоне Православной Церкви (а не в каких-то псевдоцерквах-суррогатах) сохраняет и их подлинное национальное лицо, их самоидентичность, уникальную культуру, а самое главное, является залогом их будущего, и их жизни.

1 — Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Ефесянам: 65, 11