НовосибирскСр, 24 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Новосибирск – мировая столица авангарда, это свершившийся факт

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм» (Владимир Маяковский)

#Интервью
Новосибирск – мировая столица авангарда, это свершившийся факт
#Интервью
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм» (Владимир Маяковский)

29 апреля – ИА SM.News. Создатели Новосибирска опередили свое время по крайней мере на столетие. Конструктивисты создали гуманную архитектуру, предназначенную для человека, для его развития, подарили Новосибирску уникальные объекты и решения городской среды. Культуролог, историк архитектуры Олег Викторович убежден, что Новосибирск представляет огромный интерес как мировая столица авангарда, а создание музея конструктивизма назрело уже давно. О перспективах изучения архитектурного наследия Новосибирска и проекте музея он рассказал в беседе с корреспондентом SMNews.ru

— В чем состоит идея? Зачем нужен музей?

— Музей задуман нами не только как хранилище артефактов, но и как место, куда человек может прийти со своими вопросами. Русский авангард, конструктивизм – направления, определившие развитие всей мировой культуры двадцатого века. Но не смотря на масштаб явления, о конструктивизме до сих пор много оценочных суждений, слухов. Говорят, это какие-то бараки, связанные с тоталитаризмом, и т.д. Не только в Новосибирске, даже по стране в целом очень мало знающих специалистов. А у нас в музее должны быть экскурсоводы, способные буквально выложить на блюдечке эти знания, при этом не ограничиваясь одной архитектурой, а во всем многообразии культурных проявлений.

Постепенно тема конструктивизма становится популярной. А еще лет пятнадцать назад при слове «конструктивизм» народ не знал, куда звонить. Слово-то какое страшное. Русский авангард? Так это омская хоккейная команда. Неожиданно помогли масс-медиа, туристический бизнес. Потребовалось создавать точки притяжения, и конструктивизм оказался весьма кстати. Но дальше поверхностных разговоров дело так и не сдвинулось. Сейчас спросите прохожих на улице — что такое конструктивизм, авангард, где в Новосибирске можно посмотреть — мало кто сможет ответить. Хотя про «Дом с часами» вспомнят: «прикольный».

Авангард с его четкостью линий – после революционного лихолетья, разгула бандитизма — стал противоположной тенденцией, отразил стремление упорядочить жизнь, пространство. Отцы-основатели города много сделали, чтобы архитектура зданий, планировки способствовали развитию человеческой личности. Это яркий пример, как бытие определило сознание.

Старшее поколение осознавало ценность этой архитектуры, для них она была частью личной истории. Семья моего деда жила по соседству, на улице Рабочей (сейчас Чаплыгина), оттуда дед ушел на войну. Отец родился в 1937 году, он увидел центр краевой столицы в том виде, как его задумали архитекторы. Башня с часами была доминантой над малоэтажной городской застройкой. И что удивительно, тогда наш город не был «серым». Вот эта унылая шуба на домах, о которой сегодня часто говорят, появилась значительно позже, уже в 70-х годах. Один из градоначальников нашел «удачное решение», как не маяться каждую весну с уборкой. Закрасить все серым и дело с концом. Гениально, не правда ли? Прошло столько лет, а дома так и стоят в изуродованном виде.

На старых фотографиях город светлый. Отец вспоминал, что «Дом с часами» был нежно-персикового цвета, дом общества «Динамо», что напротив кинотеатра Маяковского — цвета кофе с молоком. Башня на «Клубе имени Октябрьской революции» имела цвет насыщенного красного вина. Вечерами клуб подсвечивался электрической иллюминацией, что в сочетании с кардинальной расцветкой производило определенное впечатление.

— Наследие конструктивизма нуждается в защите?

— Безусловно. Значительную часть нашего городского наследия нужно восстанавливать. У нас есть целые кварталы домов, облик которых искажен. Возьмите самое начало Красного проспекта, тот же дом Бурлакова. Много ли в нем осталось от проекта? Это как картины Рафаэля, замазанные масляной краской. Чтобы увидеть красоту, надо счищать наслоения эпохи, искажения стиля, все, что уродует, ту же самую «шубу».

Совершенно искажен первоначальный замысел развития левобережной части Новосибирска. Потрясающее исследование сделал театральный художник, краевед член общества «ВООПиК» Владимир Авдеев. Он вырос на левом берегу, прямо по соседству с кинотеатром «Металлист». Когда началась безобразная история со сносом кинотеатра, Володе тоже пришлось включаться. Противостоять капиталисту, решительно настроенному, с мощным финансовым ресурсом, очень непросто. Нам ведь пришлось чуть не драться, чтобы отстоять здание – когда экскаватор начал крушить зрительный зал, нам ничего не оставалось, как физически встать на его пути.

После этого застройщик заказал какое-то исследование, которое выполнил «специалист» вроде из Санкт – Петербурга, а на деле — из Дагестана. Наверное, «большой авторитет» в исследовании эпохи конструктивизма. В итоге пришлось все делать самим, и Володя подготовил большой доклад об исторической и культурной ценности объектов левобережья. Обнаружилось много удивительных вещей. Оказывается, территория вокруг кинотеатра создавалась как часть зоны отдыха — зеленой полосы, линии бульваров, которая должна была идти от кинотеатра «Металлист» до Западного жилмасива. Новосибирским градоначальникам сохранить линию бульваров не удалось, сначала ось перекрыло здание администрации Ленинского района, и после этого пошло-поехало. О том, насколько масштабным был замысел создателей, можно судить по Монументу Славы – комплекс создан в как раз на территории, которая должна была стать частью сплошной зеленой линии.

Помимо конструктивизма есть еще один бренд, который нуждается в защите – соцгород. Против него ополчились предатели всех мастей — либералы, радикалы, экстремисты, фашисты. Для них все советское связано только с репрессиями. Их послушаешь — всех убили, Гагарин в космос не полетел, кровавая гебня душила и проч. Но лично я жил на улице Новогодней, видел, как был реализован опыт советского модернизма, как строились потрясающие микрорайоны, где дети носились толпами, по пути в школу не надо было дорогу переходить. Именно этот опыт микрорайонов, насыщенных соцкультбытом, сейчас изучают и перенимают на Западе.

Необходимо вернуть историческую память целому ряду имен. Взять Бориса Александровича Гордеева, одного из создателей города. Говорят, он был сослан в Сибирь, его мучали, избивали, из- под палки заставляли работать. Все неправда. Гордеева пригласил Коршунов — тот самый, который сделал знаменитый генплан города, учитывающий идею города-сада. В 1930 году Гордеев стал главным архитектором Новосибирска, и сразу с головой ушел в работу. Здоровье у него было подорвано, он болел туберкулезом. Изматывающая болезнь, особенно для тех лет. Гордеев проработал недолго, но город обязан ему целым рядом прекрасных объектов, в числе которых вокзал Новосибирск – Главный, часть улицы Ленина и другие.

С двадцать пятого года мы стали краевой столицей, и создание центральной части города связано именно с масштабом задачи. Построенные в те годы дома прошли проверку временем. Возьмите хотя бы наиболее известные, знаковые проекты. Оперный театр, здание краевого правительства, госбанк – они не только внешне впечатляют, но и прекрасно функционируют до сих пор. Все сделано на века. Весь город, вся эпоха явилась огромным проектом, заделом на будущее.

— Где планируется территориально разместить музей?

— Если говорить о музее как институции, то «Дом с часами» идеально подходит для музея. Общественные пространства занимают 3,5 тыс кв м из 6,5 тыс кв.м. площади дома, вместе с цоколем это три этажа. Проектировщики воплотили идею «второго света» — сквозной перспективы, которая открывается из внутреннего двора на проспект. Но с этими помещениями есть проблема. Изначально дом находился в федеральной собственности, в 90-е был передан на баланс города с условием, что доходы от аренды пойдут на содержание дома. Но предыдущая администрация города не выполнила ничего из условий. Более того, управляющая компания «Уют» под начальством некоей Попковой довела дом до просто ужасающего состояния. Мы три года боролись за право сделать ТСЖ. Сейчас расчищаем авгиевы конюшни. Нам удалось осушить подвал, где в мороз висели сталактиты по полметра, летали огромные комары. Дом почистили, помыли, где-то подкрасили, заштукатурили. Но это локальные улучшения. Здание требует реконструкции как объект культурного наследия, и я вхожу в состав рабочей группы. Работу возглавила замгубернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова. Во многом благодаря ее усилиям процесс сдвинулся с мертвой точки.

С помещением для музея готов помочь застройщик Владимир Мартыненков. У него есть квартира в нашем доме и он готов передать ее под музей. Но все-таки помещение должно передаваться не частным лицам, а учреждению культуры. И мы почти решили вопрос с созданием музея, как вдруг возникла проблема — там, где мы даже не ожидали. Министр культуры Новосибирской области Наталья Васильевна Ярославцева бетонным блоком легла перед нашими инициативами.

— В чем суть разногласий по проекту?

— После своего назначения на должность Наталья Васильевна полностью поддержала нашу идею. Осенью на пресс-конференциях много и охотно рассказывала о «музее под открытым небом» и так далее. Но затем решила поставить во главе будущего музея своего человека, который совершенно не в теме, абсолютный профан! Мы возмутились. И как только мы не приняли кандидатуру ее ставленника, так Наталья Васильевна сразу изменила свою позицию. Оказывается, и музея никогда не хотели, да и зачем оно городу нужно.

Но музей – не частная инициатива нескольких мечтателей, влюбленных в Новосибирск. Музей нужен городу, он необходим как воздух, это запрос не только от профессионального сообщества, но и огромного количества жителей. Более того, столица Сибири вызывает большой интерес за рубежом, и сейчас это любопытство нам, по факту, нечем удовлетворить.

Работа над проектом идет не первый год, инициативу создания музея поддержал и взял в работу еще предыдущий министр культуры. Но Наталья Васильевна решительно против, и внятного объяснения от нее мы так и не дождались. И это при том, что у меня есть ее личный номер, и сколько раз я пытался объясниться. Наталья Васильевна отвечает « сейчас не время, давай попозже» и пропадает. Последняя моя попытка получить внятный ответ была на открытии Транссибирского арт-фестиваля, когда я пытался лично донести проблему до губернатора. Стоило мне сделать шаг, как коршуном появилась Наталья Васильевна и не позволила даже приблизиться.

Более того, нас отрезали, когда с визитом в Новосибирске была министр культуры Ольга Борисовна Любимова. Мы с ней списались, она дала четкий аргументированный ответ. По ее словам, у нас есть шанс получить финансирование за счет участия в федеральной программе — если этот проект представит руководство области, то федеральный минкульт его поддержит.

— Можно ли решить проблему без областного минкульта?

— Музеи находятся в ведении именно этой структуры. Вообще функция минкультуры на любом уровне, на федеральном, региональном – в том числе медиация, связывание различных инициатив, проектов, желаний. Должна быть созидательная работа, но никак не разжигание вражды. Но посмотрите, что происходит в культурной жизни Новосибирска. Полгода Наталья Васильевна еще не проработала, а уже локально начинают вспыхивать конфликты, начинается недовольство и брожение в театрах, музеях, кинопрокате и других культурных организациях города и региона. Градус общественных настроений уже начал повышаться и значит, рано или поздно недовольство вырвется наружу.

Наталья Васильевна очень решительный человек. Возможно, она забыла, при каких обстоятельствах она прошлый раз лишилась поста. Тогда количество скандалов достигло апогея. Для нас остается загадкой, кто именно на этот раз пролоббировал ее назначение. Решение доверить второй раз министерство Наталье Васильевне было ошибкой. Поэтому я обращаюсь к руководству области, лично к Андрею Александровичу Травникову – с тем, чтобы пересмотреть кадровую политику. Понятно, что в области есть оперативные задачи, требующие срочного решения, но в сфере культуры мы рано или поздно рискуем нарваться на системный кризис.

— Вариант сделать музей под патронажем не области, а федеральным, или городским — рассматривали?

—У нас были долгие консультации с мэрией. Ресурсы города крайне ограничены, он мало чем может помочь. Я сам был сотрудником музея города Новосибирска и знаю, как обстоит дело. Огромный поклон Елене Михайловне Щукиной, она тащит на себе огромное хозяйство. Что касается федералов, то работать с ними сложно, все-таки сказывается фактор расстояния. Самое оптимальное решение — это создание областного учреждения культуры.

— Что в итоге, на какой стадии проект музея?

— Выделены средства на экспертизу состояния дома. Следующим этапом станет создание проектно — сметной документации для реставрации и музеефикации объекта. Мы надеемся, что работы по реконструкции и реставрации стартуют в 2022 году. Но важно объединить строительные работы по реконструкции с музеефикацией. Делать, потом переделывать — долго и сложно. Надо делать проект сразу.

Новосибирск уникален как город, нам никто не конкурент. Мы по праву являемся не только крупнейшим мегаполисом, но и мировой столицей русского авангарда. Это не моя оценка, это международная экспертная оценка. Рядовые европейцы, возможно, не всегда восторгаются конструктивизмом как стилем, но у профессионального архитектурного и музейного сообщества наш город вызывает огромный интерес. Голландцы не скрывают, что они изучают опыт конструктивизма, их архитекторы многому научились у нас.

Что сейчас происходит с городом? Фактически, это тиражирование Заельцовского кладбища. Застройщик берет пятачок, возводит карандаш, окружает оградкой. И вот весь город в таких пятачках для избранных, причем пятачки образуются даже среди достойных исторических домов. Послушайте, я с закрытыми глазами могу пройти центр города, по всем направлениям. Но все чаще — идешь и вдруг упираешься в какой-то забор. Что это? Откуда взялся? Конечно, надо хранить наши дворы от автомобилей. Но транзиты для пешеходов должны остаться!

Замечательные проекты в городе все-таки возникают, но не благодаря, а вопреки. Вроде и новые технологии есть, и опыт огромный накоплен, а строят высотки в 25 этажей, где больше половины фонда — студии. Бесчеловечные решения. Говорят, рынок все отрегулирует. Но надо идти не от рынка, а от человека. Именно конструктивисты создали гуманную архитектуру, предназначенную для человека, для его развития, в мировой архитектурной традиции это совершенно уникальное направление. Эпоха конструктивизма не исчерпала себя и заслуживает гораздо более тщательного изучения. Для Новосибирска использование достижений конструктивистов способно придать новый импульс развитию, самым благотворным образом сказаться на состоянии городских пространств.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.