6 августа – ИА SM.News. Еще в мае этого года депутаты Новосибирского заксобрания ограничили влияние иноагентов на местные выборы и референдумы. После внесения изменений в ряд региональных законов законодательство Новосибирской области приведено в соответствие с федеральным. Сейчас на федеральном уровне продолжена работа по зачистке информационного пространства.

Так, в конце июля немецкий оргкомитет форума гражданских обществ Германии и России «Петербургский диалог» заявил о приостановке на неопределенное время всех двусторонних мероприятий и заседаний германо-российских рабочих групп. Решение связано с объявлением в России «нежелательными» организациями трех немецких НКО: «Немецко-русский обмен», «Центр либеральной современности» и «Форум русскоязычных европейцев», решение о запрете их деятельности было принято еще 26 мая, но первые последствия проявились только сейчас.

Запрет на деятельность данных организаций – оправдан, убежден общественник, участник организации «Волонтерский форпост» Александр Илютенко. Он напоминает, что «Центр либеральной современности» — «дочка» Фонда Сороса, чья навязчивая любовь к России давно ни для кого не секрет. «Форум русскоязычных европейцев» — инструмент европейской пропаганды, в документах которого воссоединение Крыма с Россией именуется «аннексией», а операция по борьбе с международным терроризмом в Сирии – военным вмешательством (возникает закономерный вопрос, а НАТО что там делает?). Эксперт отмечает, что «Немецко-русский обмен» был ликвидирован аж в 2016 году, но продолжал работу как коммерческая структура. Компания, например, выступила одним из организаторов ЛГБТ-фестиваля «Рука об руку».

«По результатам изучения поступивших материалов генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности следующих иностранных неправительственных организаций: Forum Russischsprachiger Europaer e.V. («Форум русскоязычных европейцев», ФРЕ) ФРГ; Zentrum fur die Liberale Moderne GmbH («Центр либеральной современности», ЦЛС) ФРГ; Deutsch-Russischer Austausch e.V. («Немецко-русский обмен», НРО) ФРГ», сообщало ведомство.

На сайте «Форума русскоязычных европейцев» говорится, что организация создавалась с целью объединения русскоговорящих жителей Германии, а также «сторонников европейских либерально-демократических ценностей» и противников «диктатуры, агрессии и пропаганды». Сама структура работает с августа 2017 года. Инициатором создания ФРЕ был социолог Игорь Эйдман, который и возглавляет ее.

«Центр либеральной современности» работает с 2017 года. Организация, как утверждается на ее сайте, призвана «объединить вольнодумцев из разных политических лагерей». Члены ЦЛС отдельно выделяли такие ценности, как индивидуальная свобода, социальная сплоченность и личная ответственность. Инициатором создания ЦЛС были экс-депутат бундестага Марилуиза Бек и бывший мэр Бремена Ральф Фюкс.

Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году, когда были внесены изменения в закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан. Спустя несколько лет, в качестве ответной меры на требование Министерства юстиции США о регистрации в качестве иностранных агентов Russia Today и Sputnik, был принят закон РФ, вводящий понятие СМИ-иноагента. Иноагентом может быть признано иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от иностранных органов или граждан непосредственно или через российские юрлица.

Объемы финансирования иноагентов впечатляют. Так, в прошлом году на счета 44 из 75 НКО-иноагентов от иностранных источников получено порядка 994 млн рублей, такие данные привел глава комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства из-за рубежа во внутренние дела РФ Василий Пискарёв на заседании в июне этого года. При этом объем перечислений в 2020 г. увеличился примерно на 20% по сравнению с 2019 годом. Наибольшие суммы для НКО-иноагентов перечислялись от иностранных плательщиков из Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Германии, отметил парламентарий.

В конце 2020 года минюст России опубликовал первый список «физлиц-иностранных агентов». Тем не менее признание журналистов иностранными агентами не эквивалентно запрету на работу, обратил внимание журналистов пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков на одной из недавних пресс-конференций. По его словам, СМИ, признанные иностранными агентами, также продолжают работать.

Спикер российского парламента Вячеслав Володин отметил, что в США закон об иноагентах работает еще аж с … 1938 года. «Жесткие нормы позволяют правительству США принимать решения, ограничивающие свободу слова. Затрудняют деятельность СМИ и распространение информации. За нарушение требований предусмотрено тюремное заключение до пяти лет. Сколько раз за более чем 80 лет Лондон требовал отмены этого закона от Вашингтона? Или это другое?» — подчеркнул Володин.

Не смотря на действие закона, сегодня в России продолжают работу еще целый ряд западных НКО и аналитических центров (think tanks), чья деятельность вызывает как минимум озабоченность. Одной из таких структур является Королевский Объединенный институт оборонных исследований (RUSI) – ведущий британский аналитический центр по вопросам обороны и безопасности, является партнером Российского совета по международным делам.

Аналитики RUSI в своих оценках ситуации в России скорее напоминают журналистов ВВС, не отягощенных вопросами морали, нежели независимых экспертов – русистов. Например, недавний инцидент, связанный с заходом британского эсминца «Дефендер» в российские территориальные воды вблизи Крыма, эксперт RUSI Марк Галеотти прокомментировал как знак россиянам, «что закон превыше силового захвата земли (и моря)», поскольку «Крым, конечно, не является российским». В 2018 году аналитики RUSI изучали радикализацию мигрантов из Центральной Азии в России и пришли к невероятному выводу, что «Россия является более благоприятной средой для пропаганды и принятия насильственных экстремистских идей, чем страны Центральной Азии», потому что в России им живется плохо.

На фоне известной деградации западной системы подготовки экспертов по России, которых раньше наименовали «советологи», руководство RUSI вынуждено нанимать «гастарбайтеров» от науки – российским ученым из учреждений РАН неоднократно поступали предложения о сотрудничестве с RUSI в частности в рамках совместных стипендиальных программ с Фондом Фридриха Эберта (снова ФРГ).

Как правило, на них отвечают отказом, и не из-за боязни получить неудобные вопросы, а из-за нежелания подменять научную работу псевдоаналитической пропагандой. Например, умозаключения научного сотрудника RUSI Марины Воротнюк (этническая украинка) о коварных планах Путина бросить вызов Западу на черноморском театре военных действий (цитируются множеством украинских СМИ, запугивающих собственное население мнимой российской агрессией.

«Как показывает опыт последних лет, Россия все чаще отстаивает свое суверенное право на реализацию самостоятельной внутренней и внешней политики, ограничивая иностранное влияние, в том числе и прямыми запретами, — рассуждает Илютенко. — Стоит ли этому удивляться? Запад ведет наступление на военном, экономическом и идеологическом фронтах, в этих условиях принимаемые контрмеры выглядят вполне оправданными. Радует и то, что попытки RUSI и им подобных структур сформировать «пятую колонну» из наших соотечественников по-прежнему остаются тщетными», — подчеркивает эксперт.